Консультации

Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители!

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно , так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, проводится в форме артикуляционной гимнастики.
      Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
      Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
       Особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, умением удерживать движение определенное время. Мышцы должны быть без лишнего напряжения и вялости.
        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Выполнение упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков;


 ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД?

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
   Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе:
1.Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;
2.Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
3.Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
4.Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
  И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
  Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
   И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация.

У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда

Скажет «РАК» — выходит «ЛАК».
Вместо «РОЖЬ» — выходит «ЛОЖЬ».

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем!     
И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.


«Если Ваш ребенок долго сосет пустышку- к чему это может привести?»

Уважаемые родители!
   Одним из распространенных речевых нарушений, встречающихся в практике логопедов, является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка между зубными рядами при глотании и речи, длительным сосанием пустышки и пальца. Он часто сопровождается нарушением функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса.
    Зачастую логопед бывает первым, к кому обращаются за помощью родители детей с  речевыми проблемами. Очень важно своевременно поставить ребенку правильный диагноз и разъяснить первопричину нарушений как комплексную, а не только речевую, проблему. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.
 Чтобы Вам впоследствии не пришлось обращаться к ортодонтам за помощью с целью исправления у ребёнка неправильно сформировавшегося из-за длительного сосания пустышки прикуса, а так же обращаться за помощью к логопеду с целью исправить межзубное произношение свистящих звуков :с, з, ц ( когда язык, произнося эти звуки, находится между зубами), нужно суметь вовремя отучить ребёнка от соски.
Итак, если в 1-й год жизни сосание является естественной потребностью, то после 2-х лет оно уже характеризуется как психическая дисфункция, которой надо уделить особое внимание. Естественная смена детских привычек происходит поэтапно, но иногда из-за недостатка (либо избытка) внимания к ребенку этот процесс может нарушиться. В подобных случаях сосательный рефлекс закрепляется, как защитная реакция, и впоследствии может привести к развитию таких детских неврозов, как заикание или даже ночное недержание мочи.
Привычка сосания, сохранившаяся к 2-летнему возрасту, неизбежно ведет к деформации зубных дуг. При этом время критического воздействия посторонних предметов (пустыш-ки, пальца, уголка одеяла) на формирование прикуса составляет около 6 ч в день.
Привычки, мешающие естественному физиологическому развитию ребенка:
-сосания пальцев и пустышек;
-закусывание губ и языка;
-подсасывание губы или щеки;
-дыхание ртом и инфантильное глотание.
   Отвыкнуть от этих привычек сам ребенок зачастую не может, поскольку они имеют биомеханические причины, и нередко таким детям требуется помощь психотерапевта.
   Кроме того, не надо забывать, что пустышка часто используется родителями не столько ради удовлетворения названного рефлекса ребенка, сколько для собственного покоя. Естественно, что в данном случае ребенок испытывает еще больший дефицит внимания с их стороны, а это приводит к закреплению вредных привычек сосания.
Таким образом, и пальчик и пустышка мешают правильному развитию зубочелюстной системы.

Немає коментарів:

Дописати коментар